Музыкант
1
Поминальная свеча,
Опустевший дом.
Горе пьёт холодный чай
За моим столом.
Снова ветер перемен
Обрывает кант.
На Арбате в этот день
Умер музыкант!
Люди мимо шли весь день!
Как идут сейчас.
И как принято везде,
Из свинцовых глаз
Ни слезинки, ни тепла...
Нелюбовь своё взяла!
Только он их не судил!
Всех рассудит Бог!
Он всё знает, Он здесь жил,
Он один помог.
В стужу лютую Он грел,
Он Ему тихонько пел, пел, пел...
Припев:
Дай мне, Господи, веру,
Дай мне, Господи, веру,
Дай мне, Господи, веру,
Дай надежду, дай любовь...
2
Свет оконный дождь зальёт,
Разведут мосты,
Ветер в небо унесёт
Нотные листы.
Не во сне, а наяву
Смог увидеть он,
Как стучался в синеву
Погребальный звон.
Он ушёл в расцвете сил!
На исходе дня.
И никто не попросил:
"Ты прости меня".
И никто не разглядел,
Что над ним сиял венец!
И потом, сквозь сорок дней
На святой порог
Сколько вынес он скорбей,
Знает только Бог.
Тот, которого любил он,
И у Него просил, просил:
Припев:
Дай мне, Господи, веру,
Дай мне, Господи, веру,
Дай мне, Господи, веру,
Дай надежду, дай любовь...
Знаете Олег,я человек"не фестивальный" с общепринятой(в последнее время) точки зрения,поскольку как некогда выразился уважаемый классик:"Служенье муз(а тем более БОГУ(!))-не терпит суеты",т.е.не терпит ПУБЛИЧНОСТИ в расхожем понимании этого слова,в силу чего мне трудно давть оценку стихотворным опытам ин.Всеволода или В.Аафанасьева,да и не свойственно мне все это,но то,что мне(да и не только мне ,но и многим другим) приходилось слышать или читать под брендом так называемой"православной песенной поэзии"- удивительно УБОГО и ПРИМИТИВНО,с любой точки зрения.
Поймите,если в стихотворном произведении энное колличество раз употребляются такие слова,как "Бог","Богородица","икона","церковь","кресты","колокола" и т.д.(т.е.по-сути весь"джетельменский"набор псевдодуховной поэзии нашего времени)-это вовсе не означает того,что это произведение принадлежит к миру ДУХОВНОЙ ПЕСНИ.
Великий святитель(т.е.архиерей по-сану) и учитель ЦЕРКВИ Св.Иоанн Златоуст так формирует само понятие духовно-песенного произведения:
"НЕ ТРУДНО ПОНЯТЬ,ЧТО В ЭТОМ ДЕЛЕ ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ТОГО,О ЧЕМ ПОЕТСЯ,А НЕ БЛАГОЗВУЧИЕ(Т.Е.НЕ КРАСОТА И МЕЛОДИЧНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ).ОНО(содержание)ВОЗДЕЙСТВУЕТ(на слушателя)ТАКЖЕ,КАК ХОРОШО НАПИСАННАЯ РЕЧЬ НА ТОГО,КТО ЕЕ ЧИТАЕТ.
ЧУВСТВО ВЛОЖЕННОЕ В СЛОВО,ЧЕРЕЗ СЛОВО ПЕРЕХОДИТ В ДУШУ СЛЫШАЩЕГО ИЛИ ЧИТАЮЩЕГО.ТАК И В ПЕСНЯХ ЦЕРКОВНЫХ.ПСАЛМЫ,ГИМНЫ(пения) И ПЕСНИ(оды)ДУХОВНЫЕ - СУТЬ ДУХОВНО-ДВИЖИМЫЕ ИЗЛИЯНИЯ БЛАГОГОВЕЙНЫХ ЧУВСТВ К БОГУ.ДУХ БОЖИЙ ИСПОЛНЯЛ ИЗБРАННИКОВ СВОИХ,И ОНИ ПОЛНОТУ СВОИХ ЧУВСТВ ВЫРАЖАЛИ В ПЕСНЯХ...
ТАКОВО ИМЕННО И ЕСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПЕСЕН,ЧТОБЫ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ВОЗГРЕВАТЬ И РАЗДУВАТЬ СКРЫТУЮ В НАС ИСКРУ БЛАГОДАТИ.
ЭТУ ИСКРУ,ДАЮТ ТАИНСТВА.ЧТОБЫ РАЗДУТЬ ЕЕ И ПРЕВРАТИТЬ В ПЛАМЕНЬ,ДЛЯ ЭТОГО ВВЕДЕНЫ ПСАЛМЫ,ПЕНИЯ(гимны)и ПЕСНИ(оды)ДУХОВНЫЕ."
На мой взгляд ,эти слова Святителя,наиболее точно определяют понятие ДУХОВНОЙ ПЕСНИ,как явления в жизни Христовой церкви,более того,они точно определяют рамки за которыми поэзия и музыка перестают быть ДУХОВНЫМИ,представляя собой исключительно ВАРИАЦИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ.
Далее Святитель пишет о том ,что Святым виновником написания духовных песен является третья ипостась Св.Троицы - ДУХ СВЯТОЙ:
"НАИТИЕ(снисхождение)ДУХА,НЕ В НАШЕЙ ВЛАСТИ,ОНО ПРИХОДИТ,КАК БЛАГОВОЛИТ САМ ДУХ.И КОГДАПРИХОДИТ,ПРИВОДИТ В ВОЗБУЖДЕНИЕ СИЛЫ НАШЕГО ДУХА.ТОГДА ПЕСНЬ БОГУ СПЛЕТАЕТСЯ САМА СОБОЮ".
Далее Святитель Иоанн пишет слова, удивительным образом, через века обращенные к тем ,кто не имея ни Божьего призвания, ни соответствующего даровани и образования в том числе,дерзает заниматься,так называемой, "православной поэзией" под АККОМПАНИМЕНТ САМОМНЕНИЯ,вот послушайте:"Отсюда видно,что как исполнение Духом,так и пение под действием Его нития - не может быть ПРЕДМЕТОМ ПРЕДПИСАНИЯ,а лишь ПРЕДМЕТОМ ЖЕЛАНИЯ И ИСКАНИЯ...",т.е в основе этого служения Богу,как впрочем и в снове всякого иного служения Создателю, лежат два основных условия -1).Наличие БОЖИЕГО ПРИЗВАНИЯ и 2).Наличие БОЖЬЕГО ДАРА,а не личное желание на основе ВЫСОКОГО МНЕНИЯ о себе и своих "талантах".
Вот к примеру взять СТАРЧЕСКОЕ служение,чтобы выйти на это поприще, нужно иметь и призвание Божие и Дар старчества(т.е духовного окормительства других),а у нас что - расплодилось "старцев",как грибов в урожайный год.Точно так же обстоит дело в с духовными песнями,то,что по-определению является эксклюзивным явлением ,так сказать "штучным товаром",поставили на поток,и занимается дух.песней теперь все кому не лень - отсюда одни беды,т.к.люди понаслушаются этих псевдо-духовных произведений,после чего приобретают во-первых неправильное представление о "жанре" и во-вторых,за редким исключением - стойкое отвращение к этому прекрасному и самобытному явлению в жизни церкви.
Почему так происходит,причин здесь несколько,но главные из них,ГОРДЫНЯ,САМОМНЕНИЕ И ДУХ,ДЕРЗОСТЬ так называемых "духовных витий".
Именно слова Св.Иоанна Златоуста,церковь положила в основу определения и оценки того,что принято называть дух песнями,этим высоким критерием руководствуяюсь я вместе с теми из моих собратьев ,которые также призваны Спасителем на это святое поприще служения Св.Троице.Храни Господь Вас и Всех читающих эти строки.С уважениеи ко Всем.О.Олег.