Митрофорный протоиерей
Олег Скобля
Краткие биографические данные
Олег Петрович Скобля родился 17 мая 1963 г. в г Коростень на Украине. Среднюю школу закончил в 1980 г. в пос. Мичуринское Ленинградской обл. В 1985 г. закончил Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии. В 1985 г. снялся в главной роли резонансного фильма о проблемах молодежи «Научись танцевать» (Беларусьфильм) и ещё в нескольких фильмах Ленинградского телевидения, но вскоре после этого отошёл от актёрской деятельности и в 1986 г. был призван в армию. В 1988 г. поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, которую закончил экстерном в 1990 году и поступил на 1-й курс богословского факультета Ленинградской Духовной Академии. 7 января 1990 г. в праздник Рождества Христова Патриарх Алексий II возвёл его в сан диакона. 30 ноября 1990 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) диакон Олег Скобля был возведён в сан священника, а 3 декабря 1990 г. назначен настоятелем церкви Свв. Прв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Санкт-Петербурга (1733 года постройки), в силу чего вынужден был на время прервать обучение в Духовной Академии, всецело сосредоточившись на приходской деятельности. В 2001 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, по представлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира возвёл о.Олега в сан протоиерея. 26 октября 2008 г. протоиерей Олег Скобля был восстановлен в Санкт -Петербургской Духовной Академии, которую закончил в 2010 году с присуждением квалификации богослов. Стихи и песни о.Олег начал писать с юных лет. Его первые духовные песни по благословению его духовного отца митрополита Иоанна (Снычёва) увидели свет в 1995 г. (альбом «Крест кованый»).
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Митрофорный протоиерей Олег Скобля — настоятель Церкви Свв. Првв. Симеона Бого-приимца и Анны Пророчицы на Моховой, священнические и пастырские труды которого отмечены высокими Церковными наградами, в том числе наперсным крестом с украшениями (2008 г.), орденами Прп. Сергия Радонежского III степени (2008 г.), «За усердные пастырские труды» и Прп. Серафима Саровского III степени (2011 г.),"За усердное служение Русской Православной Церкви«. В 2012 году за усердное служение Русской Православной Церкви о.Олег награждён высшей священнической наградой — митрой. Прот. Олег более 30 лет занимается поэзией, пишет музыку к замечательным духовным песням, разошедшимся по всей стране и зарубежом и нашедшим множество почитателей. о.Олег сам необыкновенно проникновенно поёт их. Его исполнение, его песенные произведения обращены к людям, тревожат душу, заставляют думать, искать истину, искать Бога, а тем, кто Его уже нашёл, помогают любить Его ещё сильнее, следовать учению Христа. Творчество о.Олега представляет собой высокопрофессиональное и уникальное явление. Трудно переоценить его миссионерское значение, о котором свидетельствуют и многочисленные обращения от самых разных людей к о.Олегу на его сайте http://www.olegskoblya.ru/. В этом сборнике приведены тексты песен о.Олега из семи выпущенных им альбомов: «Крест кованый», «Крестный ход», «Ангел молитвы», «Крылатый лев», «Земля обетованная», «Светлая беZконечность», «Орёл Небесный». Тексты песен приведены в соответствии с тем, как их поёт о.Олег. Повторы показаны фигурными скобками. Годы, прошедшие после издания первого выпуска текстов песен о.Олега (сборника «Светлая бесконечность»), показали высокую востребованность поэтической составляющей его песен. Поэтому мы подготовили этот сборник, включив в него тексты альбома «Орёл Небесный» и некоторые комментарии о.Олега.
Е.В.Грибанова., проф., д.х.н.
Послесловие к первому выпуску (2011 г.)
Песни протоиерея Олега Скобли я услышала всего год назад, спасибо телеканалу Ля-минор, который получила возможность смотреть (он доступен далеко не всем телезрителям). Эти духовные песни меня просто поразили не только силой своего духовного воздействия, но и изумительной музыкальной красотой и я не успокоилась, пока не приобрела все вышедшие к тому времени диски о.Олега (5 альбомов и 1 сборник). Это просто удивительно, что хотя творчество о.Олега получило возможность быть услышанным 16 лет назад (первый альбом «Крест кованый» был выпущен в 1995 г.), мы до сих пор практически лишь случайно можем узнать о нем, поскольку средства массовой информации крайне редко сообщают об этом уникальном явлении. При этом ни один человек, которому я давала послушать песни о.Олега, не остался к ним равнодушным, а многие становились его искренними поклонниками. Об этом свидетельствует и официальный сайт о.Олега, где узнавшие о творчестве о.Олега не только выражают свое восхищение его песнями, но обращаются к нему как к пастырю и задают ему вопросы по поводу своих духовных проблем.
Отец Олег сам пишет стихи и музыку и исполняет свои песни так искренне и проникновенно, что невозможно остаться равнодушным, но хочется слушать его снова и снова. Хотя он не является профессиональным певцом, по силе воздействия его пения мне хочется поставить его в один ряд с величайшими певцами.
Не сразу я пришла к какому-то выводу, почему так велика сила воздействия песен, пения о.Олега. Да, у него замечательная музыкальность, да, очень хорошие стихи, на которые он создает свои песенные тексты, но почему они так сильно действуют? Мне кажется, помимо всего прочего, потому, что они обращены к мятущейся душе современного человека, часто написаны как бы от его имени. И всегда в них присутствует искренняя и трепетная любовь ко Христу. И ненавязчиво, но постоянно и убедительно они заставляют вспоминать Евангелие и Библейские тексты. В этом сборнике собраны записанные мною с дисков песенные тексты всех выпущенных на данный момент альбомов песен о.Олега. Все тексты им проверены и с ним согласованы. Рисунки в тексте и на обложке выполнены художником С.М.Сильченко. Издание сборника выполнено по моей личной инициативе.
Грибанова Елена Владимировна (профессор химического факультета СПбГУ, д.х.н.)
Протоиерей Олег Скобля
О Духовных песнях
(Ответы о.Олега на http://www.olegskoblya.ru/ )
1.Музыканту Олегу, письмо от 15 декабря 2009г.
Добрый вечер, Олег! С интересом прочел Ваше письмо, в котором Вы коснулись довольно таки важной темы, а именно - существования опасности, так сказать –"забрендить" конфессиональным признаком все, что можно и нельзя, включая музыку с ее направлениями, превратив святое понятие ПРАВОСЛАВИЕ как бы в "эпохальный знак религиозного качества"и "социальной благонадежности" для всякого "товара" интеллектуального свойства. Давайте все-таки БЕРЕЖНО относиться к тому, что для нас свято. По моему глубокому убеждению, - так называемых ПРАВОСЛАВНЫХ ПЕСЕН попросту нет в природе, есть песни ДУХОВНЫЕ – оды, о которых пишет Св.Иоанн Златоуст, и чем пытается заниматься Ваш покорный слуга; есть песни на религиозную тематику, есть песни, в которых используются богословская терминология, а также элементы православной, или же любой другой религиозной культуры. В моем восприятии, названия ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕСНИ засуживает только одна из выше перечисленных – песня ДУХОВНАЯ, поскольку она соответствует тем основным признакам, которые сформировались у меня под воздействием святоотеческого наследия, и которыми я руководствуюсь в своей работе над произведениями, характерными для этого ДУХОВНОГО ЯВЛЕНИЯ, я подчеркиваю – ДУХОВНОГО ЯВЛЕНИЯ, а не музыкального ЖАНРА:
1) Песенное слово – ГЛАВЕНСТВУЕТ над музыкальной составляющей;
2) Песенное слово – должно быть не просто ПОЭТИЧНО, но и ДОГМАТИЧНО, с точки зрения православного вероучения, т.е. не содержать в себе ЕРЕСИ, способной отравить чью-то душу;
3) Само песенное произведение "должно"заключать в себе чувство ЛЮБВИ к Спасителю, а также нести в себе заряд ВЕРЫ и, по возможности, транслировать слушателю эти святые для каждого из нас чувства через ту атмосферу, которая остается у него в душе после прослушивания;
4) Опять-таки, по возможности, песни "должны" будить в людях тягу и интерес к тем духовным ценностям, которые для нас сохранила Св. Православня церковь, а также к ценностям православной культуры, при чем делать это КРАЙНЕ ДЕЛИКАТНО, избегая прямой дидактики и навязчивости;
Ну и 5) Так сказать, в качестве пожелания: хотелось, чтобы все это делалось, на хорошем профессиональном уровне и в плане поэзии и в плане исполнения. Как Вы уже наверняка поняли из моих слов, такое понятие, как "православный рок" - для меня не существует в природе. Для меня ,как и для множества других, "рок-музыка",является МУЗЫКАЛЬНЫМ ЖАНРОМ, в котором "работают" те музыканты, которые в нем "себя нашли", и самовыражаются через этот жанр, но ДЕЛИТЬ рок на "православный" и "неправославный",на мой взгляд, означает – вносить разделение и смуту в музыкальное сообщество. Под кровлю чужого дома (души), христианин призван вносить СВЕТ, тьму прогоняющий, а не ОГНЬ СЖИГАЮЩИЙ все на своем пути от рвения не по-разуму. У нас ведь как бывает, начнем делить рок, а закончим классической музыкой! Да и называть ПРАВОСЛАВНЫМ некое музыкальное произведение только потому, что в его ТЕКСТАХ (как правило, убогих с поэтической точки зрения) встречаются богословские термины, а также слова и понятия церковной среды или православной культуры по меньшей мере НЕЛЕПО! Песня"АНГЕЛ", песня "СОДОМ" и др. - не являются роком, т.к. о песне судят по ее сути, а не по аранжировке, кстати В.Густов – аранжировщик песен альбома "Крылатый Лев", сам будучи известным рок-музыкантом и композитором, также не считает эти произведения рок-музыкальными в прямом смысле этого слова. Это просто духовные баллады в СОВРЕМЕННОЙ аранжировке и все. Теперь для многих, читающих эти строки, станет понятным, почему в альбоме "Земля обетованная", я "отодвинул" глубоко на задний план звучание инструментов и все внимание слушателей сосредоточил на СЛОВЕ. Слушатель давно уже перестал обращать внимание на песенное слово, поскольку НЕ СТАЛО ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ, заслуживающих внимания, в силу чего люди РАЗУЧИЛИСЬ СЛУШАТЬ СЛОВА песни и слушают музыку и то обычно в качестве "музыкального фона", а музыканты тоже не утруждают себя написанием текстов, все внимание сосредотачивая на музыке - СЛОВО нынче не в почете. Мне бы очень хотелось, чтобы мои слушатели на данных произведениях учились СЛУШАТЬ духовное слово, восстанавливали, так сказать, лечили слуховой орган своей души, это очень важно, т.к.это поможет им в восприятии ЕВАНГЕЛЬСКОГО СЛОВА СПАСИТЕЛЯ, а без этого как спастись?! Вы знаете, Олег, то, что я написал, нельзя в полной мере назвать ответом на Ваше письмо, скорее всего это попытка анализа определенных вещей, о которых Вы пишете. Спасибо за письмо и за добрые слова в мой адрес на его страницах, это помогает жить и работать на творческой ниве во славу Св.Троицы. Храни Господь Вас и Вашу супругу. С уважением о.Олег.
2. Шамасу, письмо от 12 ноября 2009 г.
Спасибо за оценку и за добрые пожелания! Я так думаю, что все выпущенные мною альбомы, что называется – РЕАЛЬНЫ, т.к.каждый из них призван транслировать в этот мир атмосферу ИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ – РЕАЛЬНОСТИ МИРА ДУХОВНОГО, который, несмотря на кажущуюся "нереальность", имеет вполне конкретное влияние на нашу с вами материальную жизнь! Другое дело, что "ЯЗЫК ТРАНСЛЯЦИИ" у каждого альбома СВОЙ и это понятно и вполне оправданно, поскольку все мы разные и СЛУХОВОЙ ОРГАН ДУШИ не у всех одинаков. Вместе с тем мне очень приятно, что альбом "Крылатый Лев" нашел СВОЕГО СЛУШАТЕЛЯ, как и все другие альбомы, но все же не стоит возводить его в ранг эталона для меня самого, т.к. впереди, я надеюсь, и меня и Вас ждут новые творческие открытия и соприкосновения с ВЕЧНЫМ и здесь необходимо УЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ ТРАНСЛЯЦИИ духовных произведений, чтобы ненароком не обокрасть самого себя! Приведу такой пример: наш с Вами Спаситель учил: "Имеющий уши, да услышит", или когда обличал не воспринимающих Его Божественное Слово, то говорил: "...слушаете и НЕ СЛЫШИТЕ". Этим я хочу сказать, что ДУХОВНЫЙ СЛУХ – для большинства из нас не есть нечто врожденное, его НАДО РАЗВИВАТЬ, а основой для развития духовной чуткости является - ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, способное отзываться на чужую боль. Хотел написать коротко, да не получилось. С уважением о.Олег.
Содержание
С уважением, Инна