Дорогие друзья и гости моей страницы! От всей души поздравляю Вас с Праздником Всемирного Воздвижения Честного И Животворящего Креста Господня!
Сегодня в кафедральных соборах России , в конце Всенощного Бдения совершался Чин Воздвижения Честнаго Животворящего Креста , во время которого, под пение «Господи помилуй», Архиерей нарочито медленно возводил и низводил Крест, осеняя им молящихся на четыре стороны света.
Это неспешность символизирует собою, постепенное духовное созревание и декларирует поэтапное восхождение по лестнице добродетелей в чертоги Небесного Царства .
В Святом Евангелии Господь четко формулирует основные признаки , характерные для Его учеников и последователей: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.»( Мф.16:24) и далее:
«кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.»( Лк.14:27)
Вот и мы , следуем за Христом неся свой Крест , который служит деятельным ОТВЕТОМ на Гологофское крестоношение Спасителя, а так же проявлением ЖЕРТВЕННОЙ Любви к Нему.
Сила Христовой любви проявила себя в Жертве за грехи мира , а сила нашей любови заключается во взаимной жертве, которая осуществляется через осознанное САМООТВЕРЖЕНИЕ, за которым следует период личного крестоношения длинною в жизнь.
Самоотвержение является отправной точкой жизни во Христе -это верно, но так же верно и то, что на ряду с этим , оно является постоянной потребностью обновленной жизни , без которой хождение за Христом практически не осуществимо.
Фактическое самоотвержение возможно тогда , когда мы вполне осознанно делаем выбор ЖИТЬ ВЕЧНО, а значит жить так , как заповедовал Господь, находясь ПОЖИЗНЕННО в режиме крестоношения и нести бремя ответственности за свой выбор пред Богом.*
Когда постепенно( хоть и с большим трудом) начинаешь любить смирение потому, что оно привлекает благодать Господню , без которой тебе и шагу не ступить за Христом, которая пребывая в тебе обеспечивает целостность души и поддерживает сердечный мир; когда период скорбей исподволь начинаешь воспринимать, как период самопознания и испытание на прочность твоей веры; когда воздержание, самоограничение , критический анализ прожитых дней, самоконтроль, хранение своих чувств, обуздание греховных порывов плоти и подавление греховных амбиций горделивого ума на фоне постоянной борьбы со своим эго и тд. становятся нормой повседневной жизни - вот тогда ты носишь Крест , идя за Христом , а это в свою очередь свидетельствует о подлинности твоего христианства и твоей принадлежности к Телу Христову, к Его Святой Церкви.
Дай Бог нам с Вами достойным образом понести и пронести Свой Крест через всю нашу жизнь , совершив массу добрых дел и омыв слезами покаяния множество грехов совершенных нами , чтобы жить вечно , жить в свете и великой радости , прославляя Имя Живоначальной Троицы!
С уважением о.Олег
Знаете Олег,я человек"не фестивальный" с общепринятой(в последнее время) точки зрения,поскольку как некогда выразился уважаемый классик:"Служенье муз(а тем более БОГУ(!))-не терпит суеты",т.е.не терпит ПУБЛИЧНОСТИ в расхожем понимании этого слова,в силу чего мне трудно давть оценку стихотворным опытам ин.Всеволода или В.Аафанасьева,да и не свойственно мне все это,но то,что мне(да и не только мне ,но и многим другим) приходилось слышать или читать под брендом так называемой"православной песенной поэзии"- удивительно УБОГО и ПРИМИТИВНО,с любой точки зрения.
Поймите,если в стихотворном произведении энное колличество раз употребляются такие слова,как "Бог","Богородица","икона","церковь","кресты","колокола" и т.д.(т.е.по-сути весь"джетельменский"набор псевдодуховной поэзии нашего времени)-это вовсе не означает того,что это произведение принадлежит к миру ДУХОВНОЙ ПЕСНИ.
Великий святитель(т.е.архиерей по-сану) и учитель ЦЕРКВИ Св.Иоанн Златоуст так формирует само понятие духовно-песенного произведения:
"НЕ ТРУДНО ПОНЯТЬ,ЧТО В ЭТОМ ДЕЛЕ ГЛАВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ТОГО,О ЧЕМ ПОЕТСЯ,А НЕ БЛАГОЗВУЧИЕ(Т.Е.НЕ КРАСОТА И МЕЛОДИЧНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ).ОНО(содержание)ВОЗДЕЙСТВУЕТ(на слушателя)ТАКЖЕ,КАК ХОРОШО НАПИСАННАЯ РЕЧЬ НА ТОГО,КТО ЕЕ ЧИТАЕТ.
ЧУВСТВО ВЛОЖЕННОЕ В СЛОВО,ЧЕРЕЗ СЛОВО ПЕРЕХОДИТ В ДУШУ СЛЫШАЩЕГО ИЛИ ЧИТАЮЩЕГО.ТАК И В ПЕСНЯХ ЦЕРКОВНЫХ.ПСАЛМЫ,ГИМНЫ(пения) И ПЕСНИ(оды)ДУХОВНЫЕ - СУТЬ ДУХОВНО-ДВИЖИМЫЕ ИЗЛИЯНИЯ БЛАГОГОВЕЙНЫХ ЧУВСТВ К БОГУ.ДУХ БОЖИЙ ИСПОЛНЯЛ ИЗБРАННИКОВ СВОИХ,И ОНИ ПОЛНОТУ СВОИХ ЧУВСТВ ВЫРАЖАЛИ В ПЕСНЯХ...
ТАКОВО ИМЕННО И ЕСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПЕСЕН,ЧТОБЫ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ВОЗГРЕВАТЬ И РАЗДУВАТЬ СКРЫТУЮ В НАС ИСКРУ БЛАГОДАТИ.
ЭТУ ИСКРУ,ДАЮТ ТАИНСТВА.ЧТОБЫ РАЗДУТЬ ЕЕ И ПРЕВРАТИТЬ В ПЛАМЕНЬ,ДЛЯ ЭТОГО ВВЕДЕНЫ ПСАЛМЫ,ПЕНИЯ(гимны)и ПЕСНИ(оды)ДУХОВНЫЕ."
На мой взгляд ,эти слова Святителя,наиболее точно определяют понятие ДУХОВНОЙ ПЕСНИ,как явления в жизни Христовой церкви,более того,они точно определяют рамки за которыми поэзия и музыка перестают быть ДУХОВНЫМИ,представляя собой исключительно ВАРИАЦИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ.
Далее Святитель пишет о том ,что Святым виновником написания духовных песен является третья ипостась Св.Троицы - ДУХ СВЯТОЙ:
"НАИТИЕ(снисхождение)ДУХА,НЕ В НАШЕЙ ВЛАСТИ,ОНО ПРИХОДИТ,КАК БЛАГОВОЛИТ САМ ДУХ.И КОГДАПРИХОДИТ,ПРИВОДИТ В ВОЗБУЖДЕНИЕ СИЛЫ НАШЕГО ДУХА.ТОГДА ПЕСНЬ БОГУ СПЛЕТАЕТСЯ САМА СОБОЮ".
Далее Святитель Иоанн пишет слова, удивительным образом, через века обращенные к тем ,кто не имея ни Божьего призвания, ни соответствующего даровани и образования в том числе,дерзает заниматься,так называемой, "православной поэзией" под АККОМПАНИМЕНТ САМОМНЕНИЯ,вот послушайте:"Отсюда видно,что как исполнение Духом,так и пение под действием Его нития - не может быть ПРЕДМЕТОМ ПРЕДПИСАНИЯ,а лишь ПРЕДМЕТОМ ЖЕЛАНИЯ И ИСКАНИЯ...",т.е в основе этого служения Богу,как впрочем и в снове всякого иного служения Создателю, лежат два основных условия -1).Наличие БОЖИЕГО ПРИЗВАНИЯ и 2).Наличие БОЖЬЕГО ДАРА,а не личное желание на основе ВЫСОКОГО МНЕНИЯ о себе и своих "талантах".
Вот к примеру взять СТАРЧЕСКОЕ служение,чтобы выйти на это поприще, нужно иметь и призвание Божие и Дар старчества(т.е духовного окормительства других),а у нас что - расплодилось "старцев",как грибов в урожайный год.Точно так же обстоит дело в с духовными песнями,то,что по-определению является эксклюзивным явлением ,так сказать "штучным товаром",поставили на поток,и занимается дух.песней теперь все кому не лень - отсюда одни беды,т.к.люди понаслушаются этих псевдо-духовных произведений,после чего приобретают во-первых неправильное представление о "жанре" и во-вторых,за редким исключением - стойкое отвращение к этому прекрасному и самобытному явлению в жизни церкви.
Почему так происходит,причин здесь несколько,но главные из них,ГОРДЫНЯ,САМОМНЕНИЕ И ДУХ,ДЕРЗОСТЬ так называемых "духовных витий".
Именно слова Св.Иоанна Златоуста,церковь положила в основу определения и оценки того,что принято называть дух песнями,этим высоким критерием руководствуяюсь я вместе с теми из моих собратьев ,которые также призваны Спасителем на это святое поприще служения Св.Троице.Храни Господь Вас и Всех читающих эти строки.С уважениеи ко Всем.О.Олег.